12 жовтня 2020

Silent Hill (PS)


Я всё ждал, когда Konami раздуплится и сделает доступными для покупки в Украине все части "Silen Hill" на ПК (естественно кроме оригинала, эксклюзивного для PS), чтобы я мог купить и пройти всё скопом... но так как в этом плане всё печально и не видно никаких перспектив, я решил что просто спирачу всю серию, ибо издатель сам виноват...
Ранее уже проходил данную часть на компе (походу там в инсталятор тупо был вшит эмулятор первой плойки), но это было уже давно, плюс воспоминания перемешались ещё и с приквелом - "Silent Hill: Origins", и с переосмыслением "Silent Hill: Shattered Memories". В этот раз играл в PS версию с украинской локализацией на PS3, на среднем уровне сложности.


Писатель Гарри Мейсон оставшись вдовцом со своей приёмной дочерью Шерил, во время туристической поездки, попадают в аварию. Приходит в себя Гарри в разбитой машине на окраине городка Сайлент Хилл ("тихий холм", если что), дочери рядом не оказывается. Отправившись на её поиски по городу который накрыл непроглядный туман, он обнаруживает убегающий силуэт девочки. Пытаясь её догнать, он оказывается в тёмной и ржавой подворотне, в которой он находит распятое тело и подвергается атаке непонятными существами, размером с ребёнка...
Очнувшись от кошмара, Гарри обнаруживает себя в кафе, рядом с полицейской из соседнего городка - Сибил. Придя к согласию, что оставаясь в кафе, они только тратят время, Гарри снова отправляется на поиски дочери, а Сибил - за подкреплением в свой город (так как все жители Сайлент Хилла куда-то пропали, и не работают средства коммуникации).
Собственно, поиск дочери и является вполне оправданной мотивацией Гарри, при продвижении в глубь городка призрака, наполненного непонятными тварями, не поддающимися объяснению метаморфозам, и хранящего в себе ужасные тайны...

Первое на что обращает внимание игрок - это туман и его роль в нарастающем страхе, ибо игра действительно страшная, прям сходу, даже сейчас (2020г). Дополняет туман найденный радиоприёмник, который начинает издавать радиопомехи при приближении монстров.
Чтоб было понятно: идёшь такой по улице, радио начинает шипеть, подготавливаешь своё оружие и переходишь на медленный шаг, сквозь туман начинает проглядываться силуэт, что вызывает вполне реальное булкосжимание... и... а нет, это всего лишь пожарный гидрант.
Но это так, единичный случай. Чаще мы всё же натыкаемся на монстров, и тут постаёт дилемма: убегать или сражаться. Вступая в бой мы тратим боеприпасы и аптечки (а ресурсы здесь, не то чтобы редкость, но не так уже и часто попадаются). Но если мы начнём убегать то рискуем собрать на себе монстров со всего города, забежать в тупик, да и вообще бежать в неизвестность лично мне не хотелось. Поэтому я предпочитал всё же сражение, за исключением тех случаев когда побег был явным преимуществом.

Кроме туманного Сайлент Хилла, нам также предстоит ознакомиться с так называемым альтернативным Сайлент Хиллом. Он проявляет себя в определённые моменты, разрушая саму структуру окружающей материи, заменяя всё вокруг ржавыми сетками из арматуры, подвешенными клетками заполненными бесформенными кусками мяса, и трупами разбросанными повсюду в самых невообразимых положениях, а репетативно наложенные текстуры ржавчины начинают напоминать тест Роршаха... и всё это под звуки злого ГЕНИЯ - Акиры Ямаоки.
Собственно, чем композитор "Silent Hill" хорош, так это тем что он с помощью звуков вызывает не только физическое напряжение у игрока, отображая близкое к безумию состояние персонажа, но и даёт возможность игроку выдохнуть, чувствуя себя в относительной безопасности, при этом оставляя в груди тёплую горечь от переживаний за персонажами...

Из локаций, кроме улиц города, нам также предстоит посетить местные: школу, госпиталь, канализацию, пирс и парк аттракционов. Причём, мне больше всего понравилась игра в помещениях. Вы просто не представляете какое облегчение может вызвать запертая дверь со сломанным замком.
И если про хороший хоррор говорят: "не знаешь что тебя ждёт за углом", то здесь вообще не знаешь что тебя ждёт, а часто и что вообще происходит, ибо локации могут выдавать такие метаморфозы, что полагаться на логику бывает бессмысленно. Как пример, обследовав первый этаж госпиталя я добрался до лифта. Проверив 2-й и 3-й этажи, в обоих случаях я наткнулся на единственную дверь которая была закрыта с другой стороны. Вернувшись на первый этаж я опять его обшарил, впрочем безрезультатно. А когда снова зашёл в лифт, оказалось что у него есть кнопка на 4й этаж... в трёхэтажном здании...
Монстры, к сожалению, не все вписываются в игру: птеродактили, гигантская ящерица, жабо-подобные... Но к большинству претензий нету, в первую очередь это касается антропоморфных врагов, таких как дети, медсёстры, здоровяки прыгающие на четвереньках..., а финальный босс - вообще нечто. И что интересно, при всей моей нелюбви к раннему 3D, этой игре угловатая графика только добавляет криповости (в хорошем смысле).

Ещё одну важную роль в "Silent Hill" выполняют квесты. Многие из них достаточно сложные, а некоторые требуют нестандартного мышления. Есть квесты не которых вполне реально застрять на несколько дней.
Кроме Сибил, в игре встречаются и другие персонажи: безумная (и многое знающая) оккультистка Далия, скрытный доктор Кауфман и испуганная медсестра Лиза. Но по разным причинам, передвигаться по городу с кем либо в паре возможности нет.

Всё же стоит сказать о минусах. Кроме вышеупомянутых не вписывающихся монстров, я бы сюда добавил боевую систему (давайте признаем, что она кривоватая), а также скрытый квест от выполнения которого зависит позитивная ли будет концовка. Относительно так называемого "Квеста Кауфмана": не проблема в самом квесте (он достаточно интересен), и даже не тот факт что от него зависит концовка, проблемой является именно то, что он находится в стороне от очевидного для нас пути... То есть для того, чтобы этот квест обнаружить (вообще узнать о его существовании), нам нужно проявить определённое любопытство, свернуть от продвижения к текущей задачи и самовольно пойти туда где потенциально находятся монстры. С другой стороны, я понимаю, что во времена выхода игры, реиграбильность - была обязательным свойством игры. Так вот переигрывая данную игру вполне реально появление желания полностью исследовать город, а значить и обнаружить данный квест.

Что до финала - он крут. Развязка открывается в самом конце, но не чувствуется сбитой в кучу. Концовок же четыре штуки (не считая шутливой - с пришельцами). Я как и в первый раз, добрался до положительной (без "+"), которая кстати считается каноничной. И стоит сказать, что "Silent Hill" офигенен ещё и тем, что даже на положительных концовках он оставляет горьковатый привкус.
Зато во время титров нам показывают якобы неудачные дубли, как если бы персонажи из CG заставок были реальными актёрами, забавно и ни как не портит впечатление от игры.

И напоследок, давайте посравниваем... с серией "Resident Evil". Резик (RE) уже выбрал вектор развития в сторону экшена, и вышедшая в том же году "Resident Evil 3: Nemesis" это только подтверждает. Данная же игра (SH) представляет собой в первую очередь мистический хоррор, а потом уже сурвайвл. Собственно как результат отличия в скорости геймплея: те пазлы которые предоставляет RE, не идут ни в какое сравнение с квестами из SH. Да и играем в RE мы то спецназовцами, то полицейскими (исключения в виде седьмой части и подсерии "Outbreak" всё же имеются), в то время как SH даёт нам под управление ПИСАТЕЛЯ (привет "Alan Wake"?). Тем не менее, RE тоже всегда (как минимум) считался хоррором, но давайте посмотрим, чем именно он пугает: зомби, БОО, джампскеры, крайне ограниченные ресурсы (без которых просто жопа)... и в принципе, это всё в антураже научной фантастики. А вот чем пугает SH: город, необъяснимые монстры, музыка, неизвестность... и я классифицировал бы сеттинг как оккультную мистику (что интересно, джампскеры практически не используются). Тут я хочу согласится с Говардом Филлипсом Лавкрафтом: "Наиболее человек боится неизвестного", и как по мне зомби (уничтожение мозга которых достаточно для их ликвидации) гораздо менее пугает, чем непонятная хрень (которая хз была ли вообще когда то живой, и можно ли её сделать мёртвой).
Так что отвечая на бородатый вопрос: "Над каким городом вы бы выпрыгнули с парашютом из падающего самолёта, над Раккун Сити или над Сайлент Хиллом?", я бы однозначно выбрал первый вариант...
Ах да, ещё добавлю что фильм "Silent Hill" 2006-го, одна из лучших экранизаций видео-игр, даже несмотря на все вольности, а может и благодаря им.

Итак, оригинальный "Silent Hill" один из лучших хорроров своего времени и родоначальник культовой серии. Считаю что в него можно и нужно играть даже сейчас, особенно в образовательных целях. 

 

Отобранный GMV:

Немає коментарів:

Дописати коментар